Урок №5 «Файлы и файловые структуры»

Класс: 8

Место урока: урок №10, раздел: «Первое знакомство с компьютером», предыдущий урок: «Программное обеспечение и его типы», следующий урок: «Пользовательский интерфейс».

Соответствие с ФГОС: тема «Файлы и файловые структуры».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию и осмыслению темы «Файлы и файловые структуры».

Задачи урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Оборудование:

Тип урока: изучения нового материала

План урока:

  1. Организационный этап (1 минута).
  2. Прогнозирование, постановка учебной задачи (3 минуты).
  3. Изучение нового материала. Актуализация знаний (5 минут).
  4. Практическая работа (20 минут).
  5. Выступление обучающихся и оценивание работы (15 минут).
  6. Итог урока. (2 минуты).

Ход урока

Этапы Содержание Время, мин. Примечания
1. Организационный этап

– Здравствуйте, ребята.

– Всё больше и больше мы узнаём о «железном» и программном составе ПК. А помните ли вы, один из первых вопросов, который я вам задавал на первом уроке этой темы?

– Как получается, что из набора «железячек» и электрического тока получаются красочные картинки, насыщенный звук, чёткое видео и др.? Мы получили ответ на этот вопрос?

1 Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. Выявление уровня знаний/незнаний.
2. Прогнозирование, постановка учебной задачи

– Я думаю, каждый из вас слышал такие слова как: файл, папка, диск С, Мой компьютер и т.д. А знаете ли вы, что на самом деле они обозначают. Имея опыт работы с этими объектами, мы не задумываемся над тем, что это на самом деле. Например, мы знаем, что эта mp3 песня – это файл. Но как он на самом деле представлен на ПК? В виде чего? Как компьютер его находит, выполняет с ним операции, и, самое главное, почему именно в нём находится красивая песня? Для нас это пока как чёрный ящик – мы знаем, как он выглядит и как с ним работать, но как он на самом деле функционирует и существует мы не знаем.

– При этом вы обращали внимание на то, как назван файл? Что там особенного?

– Скажите, а много ли различных типов файлов вы знаете? Можно ли их как-то сгруппировать вместе? Да конечно же, всего 4 типа, но об этом чуть позже.

– А можете ли вы сказать, опираясь на личные знания, что такое папка? Что в ней может храниться? Сколько может быть папок в одной папке? Сколько может быть уровней? Есть ли у всех папок главная папка, которая не находится ни в одной другой?

– У каждого из вас на компьютере наверняка много различных файлов. Как же компьютер находит ко всем путь и ни разу не ошибается.

– Я думаю, ответы на все эти вопросы вы знаете очень хорошо, по крайней мере что-то даже сейчас вспомнили. Сегодня ваши знания могут помочь сослужить хорошую службу!

3

Определение обучающимися дальнейшей стратегии работы.

3. Изучение нового материала, актуализация знаний.

– Для полного понимания этой темы нам поможет учебник. Откройте учебник на странице 53, пар. 11.

– Практически любую информацию человек лучше воспринимает, если она представлена в особой форме – в виде схемы. Сегодня мы с вами попробуем составить такие схемы, а материалом для этого будут ваши знания и страницы учебника.

– Посмотрите, как могут выглядеть схемы (примеры)

– Разделимся на группы по 4-5 человек в каждой. Каждой группе будет задание – составить схему и обосновать эффективность её построения.

– Для продуктивной работы – распределите обязанности между участниками группы.

– Попробуем составить вместе с вами критерии, по которым вы будет создавать схемы и оценивать другие группы:

  1. Использование терминов (1 балл за каждый использованный термин).
  2. Установка связей между понятиями (1 балл за каждое использованное понятие).
  3. Обоснование связи между понятиями (до 3 баллов за каждое обоснование).
  4. Соблюдение регламента (5 баллов).
  5. Участие в работе каждого, личный вклад (до 2 баллов за человека)
5 Подготовка к выполнению задания, разработка критериев.
4. Практическая работа

– На выполнение самой работы, давайте ограничим время – 20 минут.

20 Групповая работа
5. Выступление обучающихся и оценивание работы

– Проверим. Каждая группа выходит к доске и презентует свой проект. Участники других групп задают вопросы по карте, а также корректируют замеченные несоответствия.

– После оценки работы, группы, их проверяющие, комментирует простановку баллов.

– Не забудьте про ваши дневники, в которые нужно внести ваши достижения.

15 Групповая работа. Анализ работ обучающихся
6. Итог урока и домашнее задание.

– Подведём итоги нашего урока

– На следующем уроке мы как компьютер общается с человеком, а для этого я попрошу вас прочитать дома параграф 12 на стр. 59.

2