Cyber-Wall
Cyber-Wall
Сайт учителя информатики Шуникова П.Б., г. Углич
Учитель года 2015


Хочу выразить слова благодарности всем тем, кто помог мне добиться успехов в этом конкурсе педагогического мастерства. Это педагогические работники ММЦ г. Углича, Физико-математического лицея и родной школы №7. Спасибо ВАМ!

СкрытьРезультаты конкурса

  1. Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса Учитель года - 2015 (первое место из 5 человек)

  2. Лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса Учитель года - 2015 (из 18 победителей муниципальных этапов выбиралась 6-ка лауреатов конкурса)

  3. Обладатель специального приза профессионального общественного жюри "Методическая подкова" (В честь 25-летнего юбилея конкурса был учреждён специальный приз "Методическая подкова" за который боролись все 18 участников. Было сформировано профессиональное жюри из руководителей методических объединений учителей всей Ярославской области, итого более 300 человек жюри. Для оценивания участников велась онлайн интернет трансляция).


*Анна Шелия - победитель регионального этапа (учитель историии)

СкрытьФотогалерея

СкрытьИнформационная карта

Информационная карта участника

регионального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года – 2015»

Шуников Павел Борисович

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

1. Общие сведения
Муниципальный район Ярославской области Угличский муниципальный район
Населенный пункт город Углич
Дата рождения (день, месяц, год) 8 марта 1987 года
Место рождения город Углич
Адреса в Интернете (сайт, блоги т.д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами http://cyber-wall.ru/Index.html
2. Работа
Место работы (наименование образовательного учреждения по Свидетельству о гос. аккредитации) муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Занимаемая должность учитель
Преподаваемые предметы информатика и ИКТ
Классное руководство в настоящее время, в каком классе нет
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) 5 / 5 лет
Квалификационная категория соответствие занимаемой должности
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) Почётная грамота Управления образования Администрации Угличского муниципального района
3. Образование
Название и год окончания учреждения профессионального образования Филиал ГОУ ВПО ЯО Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в г. Угличе, 2010 год
Специальность, квалификация по диплому Педагогика и методика начального образования, учитель начальных классов
Ученая степень, название диссертационной работы (работ) нет
Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги) нет
4. Общественная деятельность
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) нет
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета работа в составе группы по разработке междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности»
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) нет
5. Досуг
Хобби Аппаратное обеспечение персонально-го компьютера: модернизация, диагностика, ремонт. Программирование, HTML (CSS+JS). Чтение научной и художественной литературы.
Спортивные увлечения Ежегодное участие в муниципальной Спартакиаде образовательных организаций по волейболу.
Таланты Электро/акустическая гитара, вокал
6. Контакты
Рабочий телефон с междугородним кодом 8 (48532) 5-38-04
Домашний телефон с междугородним кодом 8 (48532) 5-13-25
Мобильный телефон 8 XXX XXX XX XX
Электронная почта shunikv@rambler.ru
Адрес личного сайта в Интернете http://cyber-wall.ru/Index.html
Адрес школьного сайта в Интернете http://76204s007.edusite.ru/
7. Материалы для размещения на сайте Конкурса
Ваше педагогическое кредо

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к учени-ку, как отец, мать, он будет лучше то-го учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к уче-никам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - со-вершенный учитель.

Л. Н. Толстой

Почему вам нравится работать в школе? 1. Работа в школе подразумевает постоянное саморазвитие и движение вперёд.
2. Осознание собственной значимости.
3. Работа занимает большую часть времени жизни человека и, если она в радость, человек проживает интересную жизнь.
4. Работа с молодым поколением – это позитивный настрой.
Профессиональные и личностные ценности, наиболее вам близкие Владение современными коммуникационными технологиями, применение современных технологий и методик обучения и воспитания. Доброта, стремление к саморазвитию.

На протяжении четырех лет совмещаю работу в школе с преподаванием в Угличском индустриально-педагогическом колледже (УИПК). Это даёт мне многое как для личностного, так и для профессионального роста. Каждый год являюсь научным руководителем и рецензентом курсовых и выпускных квалификационных работ. На протяжении трех лет являюсь руководителем производственной практики студентов УИПК на базе МОУ СОШ №7. Работаю со студентами технических специальностей.


СкрытьМетодическая разработка

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
города Углича, Ярославской области






Методическая разработка



«Использование элементов формирующего оценивания
на уроках информатики»

(из опыта работы)











Автор: Шуников Павел Борисович,
учитель информатики и ИКТ
МОУ СОШ № 7 г. Углича





Углич, 2014



Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания

1.1 Использование элементов формирующего оценивания в учебном процессе

1.2. Возрастные особенности учащихся 7-9 классов

Глава II. Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках информатики

Заключение

Список литературы



Введение

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. Следуя требованиям новых стандартов, педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию. Если рассматривать традиционные подходы в дидактике к оцениванию результатов обучения, повсеместно используемой в системе образования, то под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования с планируемыми целями, при этом условно формальным (знаковым) выражением этого процесса является отметка. Основными функциями традиционной оценки являются: информационная, контролирующая, регулирующая. Рассматривая количественную систему оценивания, принятую в современной российской школе, мы должны констатировать, что она не всегда выполняет перечисленные функции. [14]. Если информационная и контролирующая функции отметки работают, то регулирующая функция, позволяющая корректировать, влиять на образовательный результат, как правило, отсутствует. Именно поэтому педагогическая наука и общественность озабочена решением вопроса об изменении подходов к оцениванию образовательных результатов.

Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной проблемы является использование идеологии формирующего оценивания, интерес к которой возрос в связи с введением ФГОС. Обращение к формирующему оцениванию обусловлено рядом причин. Соединяя элементы философской теории конструктивизма (М.А. Чошанов), культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, концепцию Mastery Learning Б. Блума, формирующее оценивание отвечает современной парадигме образования, заявленного в ФГОС, и служит средством управления качеством образовательных результатов. [10]

На данный момент имеется достаточное количество информационных источников, в которых описываются все теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, при этом описание его практической реализации в образовательном процессе на отдельных предметах встречается крайне редко (практически отсутствует).

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:

  • введением ФГОС в образовательный процесс в основной школе и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;
  • дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках информатики в основной школе.

Цель: описание опыта разработки уроков информатики в основной школе с использо-ванием элементов формирующего оценивания на примере одного раздела.

Цель конкретизируется следующими задачами:

  • изучить возрастные особенности учащихся 7-9 классов;
  • рассмотреть теоретические аспекты формирующего оценивания;
  • проанализировать опыт работы педагогов по вопросам использования в образовательном процессе элементов формирующего оценивания;
  • разработать систему уроков информатики с применением инструментов формирующего оценивания;
  • апробировать разработанную систему уроков.

Объект исследования: система оценивания на уроках информатики.

Предмет исследования: влияние использования элементов формирующего оценивания в образовательной практике на повышение качества образовательных результатов

Теоретическая значимость: обоснование эффективности внедрения элементов формирующего оценивания в образовательном процессе.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы уроков по информатике в основной школе с применением элементов формирующего оценивания.

Для реализации и решения данных задач использовались следующие методы:

• теоретические: анализ научной, учебной, методической литературы и ресурсов сети «Интернет»;

• практические: наблюдение за деятельностью учащихся, анкетирование, тести-рование, беседа, опрос, методы статистической обработки и анализа результатов работы.


К оглавлению



Глава I. Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания

1.1 Использование элементов формирующего оценивания в учебном процессе

В современной дидактике выделяется два базовых вида оценивания: внешнее (суммирующее, стандартизированное) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание.

Внешним первый вид оценивания называется потому, что всегда производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, не включенным в процесс подготовки к проводимому тестированию, то есть внешним по отношению к образовательному процессу. Также данный способ оценивания предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном. [10]

При таком способе оценивания крайне важно, чтобы все учащиеся находились в равных условиях. Для обеспечения подобных условий разработчик дает специальные указания по проведению и способам интерпретации результата. Яркими примерами подобного вида оценивания являются на сегодняшний день ОГЭ и ЕГЭ, различные мониторинги на ступенях общего образования, годовые контрольные работы, контрольные работы по итогам изучения конкретной темы и т.д.

Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений обучающихся совместно с учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения конкретных школьников.

Специалисты Центра Педагогических Инноваций в образовании рассматривают формирующее оценивание как существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижение обучающихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образования, цель которого «научить учиться» (learning to learn). Они определяют formativ assessment (формирующее оценивание) как интерактивное оценивание состояния и прогресса учащихся, нацеленное на выявление учебных потребностей и формирование отвечающего им преподавания. Формирующее оценивание собирает информацию, на основании которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. Это принципиально отличает его от Summative assessment (внешнего, суммирующего оценивания), цель которого определить и представить итоговые показатели достижений учеников. [10]

Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации внести в него необходимые изменения. Его цель состоит в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Базовыми принципами формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране являются:

Центрированность на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Направляемость учителем. Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совер-шенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятель-ности.

Влияние на учебный процесс. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему подругому. Эта «дорожная карта» обеспечивает детальную разработку направления и всех действий, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути.

Определенность контекстом. Это оценивание должно конкретизироваться особенностями класса и изучаемой дисциплиной, а также личными предпочтениями педагога. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

Непрерывность. Формирующее оценивание – процесс, который запускает механизм обратной связи и поддерживает его в постоянно действующем состоянии. Используя широкий набор простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель организует обратную связь. Для того, чтобы проверить, насколько эти техники оказались полезны, прово-дит новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, проходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

Опора на качественное преподавание. Формирующее оценивание должно основываться на высоком профессионализме педагога. Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, включив механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики. На основании этой информации выявляет проблемы и корректирует образовательные действия ученика, помогая ему продвинуться в наиболее актуальном направлении. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе. [10]

Для успешного применения формирующего оценивания в нашей стране на сегодняш-ний день учителями практиками адаптированы специальные методики (техники, приёмы) формирующего оценивания широко распространенные за рубежом

Анализ подобных практик, представленный в различных источниках, позволяет сделать вывод, что именно формирующее оценивание, используемое в разумном сочетании с внешним (суммирующим) оцениванием, позволяет решать задачи по повышению качества образовательных результатов при введении ФГОС.


К оглавлению


1.2. Возрастные особенности учащихся 7-9 классов

В школе образовательный процесс должен быть устроен так, чтобы определенные предметные знания и выбор методов обучения соответствовали возрастным особенностям обучающихся.

Психофизиологические состояние обучающихся 7-9 классов (возраст обучающихся взят не произвольно, а в соответствии с включением в учебный план предмета «Информа-тика и ИКТ») имеет свои особенности.

В этот период интенсивно происходит психологическое развитие личности ребенка. Выделяется круг устойчивых интересов (к другому человеку и к себе), появляется стремление разобраться в своих поступках и действиях, начинает формироваться чувство взрослости и адекватных форм самоутверждения, развивается чувство собственного достоинства. [7] В тоже время наблюдается снижение мотивации к обучению, неумение овладевать эмоциями и регулировать свое поведение. Поэтому актуальным для этого возраста является развитие рефлексии, воли, формирование умения ставить перед собой цели. У учителя появляется необходимость развивать у обучающихся навыки личностного общения и взаимопонимания в группе сверстников. Основными задачами психолого-педагогического развития обучающихся в 7-9 классах являются:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • формирование навыков самоанализа;
  • формирование адекватных форм самоутверждения, личной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
  • развитие навыков личностного общения в группе сверстников, взаимопонима-ния, обретения личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • развитие умения сочувствовать и сопереживать другим людям;
  • формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развивать рефлексию;
  • развитие мотивационно - волевой сферы (умение ставить перед собой цели и достигать их, использование способов регуляции поведения, эмоционального состояния);
  • помощь в определении жизненных целей и выборе будущей профессии.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые крите-рии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-9 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной про-грамме знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся.

Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростков. Центральное место в учебной мотивации занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации пу-тем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, ко-торого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации.

Проблема самоопределения и самопознания является одной из основных потребностей и особенностей подросткового возраста и требует постоянного социально-психологического, педагогического и родительского сопровождения.

Результатом реализации такого сопровождения должны стать такие качества и характеристики личности, которые предъявляются к выпускнику 9 класса: способность к самопознанию; самоанализу и самоизменению; готовность к выбору; ответственность; целенаправленность; самокритичность; самостоятельность; умение взаимодействовать с людьми и принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях; навыки эмпатии; знание правил конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; навыки саморазвития и самовоспитания; адекватная самооценка; навыки саморегуляции; умение планировать свою деятельность; уверенность в себе, определение способностей и наклонностей; эмоционально-поведенческая гибкость.

Таким образом, основная задача образования - создать условия для открытия каждым учащимся себя, для его самопознания, развития, обучения, что успешно реализуется только через партнёрские отношения «учитель – ребенок – родитель». При этом школа становится местом раскрытия способностей учащихся, где возможно осуществить множество выборов видов деятельности [8]. Одним из таких видов деятельности обучающихся может стать оцен-ка образовательных результатов, которая осуществляется в сотрудничестве с учителем, и не предполагает однозначную монополию педагога на процесс оценивания достижений учени-ка. А введение в учебный план обучающихся нового предмета «Информатика и ИКТ» позволяет, основываясь на возрастных особенностях и потребностях школьников, внедрять в процесс обучения новые технологии, позволяющие добиваться нового качества образования.


К оглавлению



Глава II. Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках информатики

В методической литературе и сети Интернет имеется достаточное количество инфор-мационных источников о включении в образовательный процесс элементов формирующего оценивания, однако, все они носят теоретический характер. Практическое применение и результаты деятельности при этом отсутствуют. Так, например, поиск в сети информации о непосредственной реализации данных инструментов на уроках информатики не привёл к положительным результатам. Все статьи (публикации) опираются лишь на теоретические аспекты.

Самым сложным для учителя, безусловно, является процесс осознания и принятия но-вой идеологии формирующего оценивания, и только затем выбор инструментов и включение их в образовательный процесс.

Мое знакомство с концепцией формирующего оценивания и его инструментами нача-лось еще в первые годы работы в школе. В это время было осознание того, что тех методов, которые использовались мной и которым меня учили в Вузе недостаточно для получения действительно качественных результатов. Были трудности как в освоении нового материала обучающимися, так и в применении этого материала на практике. Была проблема оценивания. По общепринятой традиции ученика для его оценки всегда приходилось сравнивать с неким эталоном, что практически не приносило нужного результата. Например, как можно оценить ученика только по знаниям, если в этом он не достиг определённых успехов, но при этом значительно заинтересовался предметом, стал реально соотносить важность дисциплины и жизненной стратегии, стал активным участником образовательного процесса и, что самое важное, начал самостоятельно искать нужную ему информацию. Для решения этой проблемы, мною апробировались инструменты, оценивающие не только знаньевые, но и другие качественные показатели результативности деятельности. Узнав о существовании инструментов формирующего оценивания, я начал постепенно вводить их в образовательный процесс. Это были инструменты, которые не требовали длительной подготовки учителя и не занимали слишком много времени на уроке. Они не вызывали негатива у школьников и позволяли своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию по усвоению содержания материала. Среди таких инструментов можно назвать мини-опрос, составление тестов, недельные отчеты, карты понятий и др.

Однако системного использования инструментов формирующего оценивания на уроках не получалось. Эпизодичность использования техник нарушало главные принципы формирующего оценивания, такие как непрерывность, центрированность на ученике, наличие обратной связи. А главное, что обучающиеся не понимали личностный смысл заданий, которые дает педагог, не рассматривали результат деятельности как ступень для собственного дальнейшего роста. Причинами сложившейся ситуации являлись, как уже было сказано выше, отсутствие системы в использовании инструментов формирующего оценивания, отсутствие системы в фиксации процесса получения результатов и в связи с этим непринятие обучающимися идеологии формирующего оценивания.

Для непрерывного включения в уроки элементов формирующего оценивания были выбраны 4 группы из 8-х классов МОУ СОШ №7, г. Углича:

  • 1 и 2 группы обучались с использованием традиционных методов (без применения техник формирующего оценивания);
  • 3 и 4 группы обучались с учётом систематического включения элементов формирующего оценивания в процесс преподавания.

Для демонстрации апробированного опыта мной предложена разработка II раздела «Первое знакомство с компьютером» включающая конспекты уроков по теме (приложение 1), описание опыта включения различных инструментов формирующего оценивания на различных этапах урока (приложение 2), а также «Дневник достижений» учащегося 8 класса, позволяющий фиксировать результаты деятельности по совместному оцениванию продвижения ученика. (приложение 3)

В ходе работы над внедрением элементов формирующего оценивания в процесс преподавания информатики в 8 классе можно выделить следующие этапы, которые могут стать алгоритмом деятельности для любого педагога предметника, желающего начать работу по реализации идей формирующего оценивания в своей практике:

  1. Спланировать образовательные результаты по каждой теме урока, т.е. перевести цели в измеряемые учебные результаты.
  2. Определить необходимые уровни достижений этих результатов (в качестве примера, мной использовалась классификация Б. Блума) (приложение 4).
  3. Определить содержание материала и инструменты его оценивания.
  4. Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.
  5. Провести оценивание и установить достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
  6. Спланировать деятельность с учеником по корректировке образовательных результатов.

В ходе работы с обучающимися в рамках тем второго раздела с использованием различных инструментов формирующего оценивания можно констатировать, что напряженность на уроках, возникающая между педагогом и обучающимися, заметно снизилась; по-степенно появился интерес к новым видам деятельности; обучающиеся, вне зависимости от способностей в изучении информатики, стремятся получить только положительные отметки; возникла мотивация к объяснению своих неудач и поиску путей их устранения.

Для организации обратной связи с обучающимися возникла система условных обозначений, принятая всеми:

- задание понятно, известен путь решения. *

50/50 – испытываю трудности в решении задания. *

? – непонятна суть задания или неизвестно решение. *

*Критерии при этом определены заранее.

Необходимость фиксировать рефлексию обучающихся по оцениванию собственных результатов по изучению информатики выдвинула идею создания «Дневника достижений» обучающегося, в котором на каждом уроке каждым учащимся заполняются сведения о его успехах или промахах и обязательных путях движения вперед.

Необходимость такого инструмента подтверждают и анализ опроса обучающихся по итогам изучения темы:

  • «... сначала я злилась, что нужно еще, что-то писать на каждом уроке, но при подготовке к контрольной работе по теме, мне не надо снова было перечитывать весь учебник …» (Ольга Р, ученица 8 класса)
  • «Необходимость писать в дневнике свои мысли после урока заставила внимательнее слушать на уроке, ведь знал, что придется писать …» (Максим К, ученик 8 класса)
  • «Я, наконец-то, поняла за что получила 3 по контрольной работе, буду исправлять пробелы …» (Анастасия Ф., ученица 8 класса)

Сравнение же 4 групп восьмиклассников, изучавших один раздел программы, но с использованием разных подходов подтверждает эффективность внедрения элементов формирующего оценивания, так например, у ребят из 1 группы, где не применялись новые инструменты оценивания, снизился уровень познавательного интереса к предмету, уровень усвоения материала оказался ниже, что показала итоговая проверочная работа, неудовлетворенность результатами обучения по данному разделу выше, чем у параллельной группы одноклассников.

Исходя из результатов работы по введению элементов формирующего оценивания на уроках информатики видно, что при целенаправленной деятельности педагога и учащегося наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося важных компетенций, что и будет являться основой для реализации новых образовательных стандартов.


К оглавлению



Заключение

На современном этапе традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, и как следствие должна претерпеть существенные изменения. Образовательный процесс строится на внешнем, «срезовом» оценивании, который позволяет измерить знаньевые показатели и никак не влияет на их улучшение.

Формирующее (или внутреннее) наоборот, направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.

В данной работе рассмотрены психологические особенности обучающихся 7-9 классов, а также определено, что успешность обучения во многом зависит от их понимания педагогом. Указана основная цель – это создание условий для открытия каждым учащимся себя, для его самопознания, а это успешно реализуется только через партнёрские отношения.

Разработан и апробирован алгоритм деятельности учителя для непрерывного включе-ния в образовательный процесс элементов формирующего оценивания. Разработана система уроков по курсу "Информатика и ИКТ", раздел «Первое знакомство с компьютером».

Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций и является основой для реализации стандартов второго поколения.

С результатами данной работы ознакомлены мои коллеги. Перспективу дальнейшего развития этого направления деятельности, вижу в следующем:

  1. Создание методического пособия по информатике и ИКТ для 8 класса с включением элементов формирующего оценивания.
  2. Создание электронной версии «Дневника достижений» обучающегося.
  3. Распространение опыта (персональный сайт «http://cyber-wall.ru/Index.html», в качестве основной концепции, Интернет-сообщества учителей информатики).
  4. Включение элементов формирующего оценивания во всех классах старшей школы.


К оглавлению



Список литературы:

  1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole
  2. Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.
  3. Ирина Л., Людмила Р. - Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. – Пособие для учителя. – 50 с.
  4. Коллик Д. Использование данных в работе учителя и формирующее оценивание.
  5. Корнеева Е.В., Глухемчук Е.А., Никитин Ю.М. Некоторые подходы к развитию оценочной самостоятельности обучающихся (из опыта работы НОУ «Город Солнца») // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
  6. Лебедева М.Б. Материалы тренинга по формирующему оцениванию.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 1999.- 312 c
  8. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение. Владос, 1994. – с. 288.
  9. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
  10. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  11. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
  12. Техники внутриклассного оценивания – сайт для учителей: http://www.flaguide.org/intro/intro.php
  13. Техники оценивания – сайт для учителей: http://www.curriculumfutures.org/assessment/a04-05.html
  14. Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. СПб., 2002. 225 с.
  15. Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.


К оглавлению

СкрытьПриложение 1 "Конспекты уроков"

Конспекты уроков:

Урок №1 «Назначение и устройство компьютера»


Урок №2 «Компьютерная память»


Урок №3 «Как устроен персональный компьютер»


Урок №4 «Программное обеспечение и его типы»


Урок №5 «Файлы и файловые структуры»


Урок №6 «Пользовательский интерфейс»


Урок №7 «Обобщающий урок по разделу «Первое знакомство с компьютером»


Урок №8 Итоговая проверочная работа по II разделу «Первое знакомство с компьютером»



Нажмите для просмотра




К оглавлению

СкрытьПриложение 2 "Анализ внедрения и использования инструментов формирующего оценивания на уроках информатики"

Анализ внедрения и использования инструментов формирующего оценивания на уроках информатики

Урок Инструмент
(техника)
Описание инструмента Достоинства Недостатки
Урок №1 «Назначение и устройство компьютера» Мини-обзор

В течение последних нескольких минут ученик письменно отвечает на ряд вопро-сов: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?»

Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что изучали в классе.

+ Достаточно прост в использовании.

+ Не требуется много времени на его проведение.

+ Позволяет быстро найти западающие темы и определить дальнейшую стратегию обучения.

+ Подходит для первого знакомства с новой системой оценивания.

- Требуется время педагога на составление вопросов.

- При первых использованиях есть трудности учителя в определении наиболее актуальных комментариев учеников.

Урок №2 «Компьютерная память» Составление тестов

Ученикам требуется написать по какойлибо теме вопросы для теста и ответы к ним в соответствующем формате. Это позволит им оценить изученную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы проверили бы знания учащихся по теме

+ Хорошо подходит для изучения нового материала.

+ Интересная работа для учащихся.

+ Не требуется время на подготовку.

- Требуется объяснение правил составления тестов.

- Эффективно только при системном использовании.

- Сложно проверить и оценить учителем с учётом количества предложенных тестов.

Урок №3 «Как устроен персональный компьютер» Оценивание по результату (продуктивное оценивание)

Учащиеся разбиваются на группы (необязательно) и выполняют задание. Это может быть практическая работа, лабораторная и др. В конечном итоге представляется результат деятельности, который подлежит оценке и корректировке по заранее разработанным критериям

+ Не требуется много времени на подготовку.

+ Вовлеченность всех учащихся в деятельность.

+ Может применяться с любым количеством учащихся.

+ Учащийся сразу может определить уровень своих достижений и спланировать деятельность по корректировке недочётов.

- Очень сложный инструмент для внедрения.

- Необходима подготовка соответствующего материала для урока.

- Учащиеся, привыкшие опираться на запоминание, поначалу воспринимают продуктивное оценивание с опасением.

- Выработка ясных оценочных критериев требует большого числа проб.

Урок №4 «Программное обеспечение и его типы» Оценивание по результату (продуктивное оценивание)

Учащиеся разбиваются на группы (необязательно) и выполняют задание. Это может быть практическая работа, лабораторная и др. В конечном итоге представляется результат деятельности, который подлежит оценке и корректировке по заранее разработанным критериям

+ Не требуется много времени на подготовку.

+ Вовлеченность всех учащихся в деятельность.

+ Может применяться с любым количеством учащихся.

+ Учащийся сразу может определить уровень своих достижений и спланировать деятельность по корректировке недочётов.

- Не всегда легко определить критерии оценивания.

- Необходима подготовка соответствующего материала для урока.

- Учащиеся, привыкшие опираться на запоминание, поначалу воспринимают продуктивное оценивание с опасением.

- Выработка ясных оценочных критериев требует большого числа проб.

Урок №5 «Файлы и файл-вые структуры» Ментальные карты

Учащийся получает задание изобразить на листе А1 свое видение системы знаний по теме урока, используя понятия, связи, иерархию этих понятий. Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки. Они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.

+ Позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы.

+ Позволяет узнать, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий.

- Очень сложный когнитивный инструмент для обучающихся.

- Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.

- Оценивание карт может потребовать значительного времени.

Урок №6 «Пользовательский интерфейс» Критериальные рубрики

Рубрики представляют собой образцы выполнения задания, например, какая деятельность соответствует 5 баллам, что и как нужно сделать на 4 балла и т.д.

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Используются при письменном оценивании и устных презентациях. Они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов.

+ Учащийся чётко понимает систему оценивания и видит ориентиры.

+ Подходит практически для любых форм работы.

+ Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники.

- Огромные затраты времени учителем на составление критериев для рубрик.

- Эффективность рубрик прямо пропор-ционально зависит от частоты использования.

Урок №7 «Обобщающий урок по разделу «Первое знакомство с компьюте-ром» Ментальные карты

Учащийся получает задание изобразить на листе А1 свое видение системы знаний по теме урока, используя понятия, связи, иерархию этих понятий. Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки. Они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.

+ Позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы.

+ Позволяет узнать, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий.

- Очень сложный когнитивный инструмент для обучающихся.

- Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.

- Оценивание карт может потребовать значительного времени.

Итоговая проверочная работа по II разделу
«Первое знакомство с компьютером»

Является примером «стандартного» внешнего (суммирующего) оценивания.

При этом, здесь также использован элемент формирующего оценивания – «Критериальные рубрики», который поможет обучающимся объективно оценить свою деятельность и сделать продуманную работу над ошибками.

СкрытьПриложение 3 "Дневник достижений"

Информатика и ИКТ, 8 класс



Дневник достижений



ученика(цы) _____ класса



(фамилия, имя)

МОУ СОШ №7, г. Углича


Раздел II
«Первое знакомство с компьютером»


Дорогой друг!

Дневник, который ты держишь в руках, будет являться наглядным представлением твоих достижений по предмету «Информатика и ИКТ», раздел «Первое знакомство с ПК» только в том случае, если ты начнешь с ним работать.

Ведение этого дневника позволит тебе лучше ориентироваться в изучаемом материале и проследить путь своих промахов для достижения большего успеха в изучении информатики, а также успешно подготовиться к контрольным работам.

На каждом уроке, по мере изучения нового материала и повторения ранее изученного, фиксируй результаты своей деятельности. Для определения уровня своих достижений внимательно читай задания и используй следующие обозначения:

- задание понятно, известен путь решения.

50/50 – испытывал трудности при выполнении задания

? – непонятна суть задания или неизвестно решение.

Желаю удачи!

Скачать "Дневник достижений", pdf - 872 Кбайта

СкрытьПриложение 4 "Уровни достижений по классификации Б. Блума"

Уровни достижений по классификации Б. Блума


Классификация учебных результатов для целей,

ориентированных на знание (знаньевых)

Уровень компетентности Описание уровня Пример измеряемых учебных результатов
1 2 3
1. Знание Воспроизводит термины, идеи, процедуры, теоремы Какая компания выпускает операционные системы семейства Windows?
2. Понимание Интерпретирует, экстраполирует знания, но не видит всех возможностей применения или переноса на другие близкие ситуации Что представляет собой жёсткий диск?
3. Применение Применяет абстрактные общие принципы или методы к конкретным ситуациям Что произойдёт если частота оперативной памяти приблизится к частоте процессора?
4. Анализ Выделяет в комплексной идее отдельные составляющие и определяет их внутренние взаимосвязи Почему оперативную память можно назвать памятью с произвольным доступом?
5. Синтез Креативно конструирует идеи и понятия, взятые из разнообразных источников, для формирования комплексных идей в новые интегрированные паттерны (схемы), отвечающие поставленным условиям Зачем создаются всё новые и новые браузеры, если одного из них вполне достаточно, тем более, что он уже предустановлен в любую операционную систему?
6. Суждение Способен выносить суждение, по поводу идей или методов на основе заданных или самостоятельно установленных критериев, которые подтверждаются наблюдениями или осмыслением полученной информации Какие наиболее значимы критерии (характеристики) при выборе видеокарты и оправдан ли стереотипный подход выбора исходя из объёма видеопамяти?




Классификация учебных результатов для целей,

ориентированных на умения (действенных)

Уровень компетентности Описание уровня Пример измеряемых учебных результатов
1 2 3
1. Восприятие Использует сенсорную информацию для управления действиями Как узнать характеристики вашего компьютера использую при этом лишь встроенные функции и программы операционной системы?
2. Установка Демонстрирует готовность совершить действия, чтобы выполнить задание Опишите, как вы собираетесь действовать, чтобы найти в интернете информацию о корпорации Intel?
3. Управляемый (направленный) ответ Знает шаги, необходимые, чтобы дополнит задание Определите все значимые характеристики вашего процессора
4. Механизм Выполняет задание в определенной степени уверенно, искусно, привычными способами Опишите алгоритм составления многоуровневых списков в программе Microsoft Office Word?
5. Комплекс н ы й публичный ответ Выполняет задание уверенно, искусно, привычными способами Напишите программу нахождения минимального числа из трёх чисел?
6. Адаптация Выполняет задание, но может также и изменять способ действий, учитывая новую проблемную ситуацию Напишите две различные программы по нахождению по нахождению наибольшей цифры в числе?
7. Организация Создает новые задания, включающие в себя уже освоенные Придумайте задачу на языке программирования Pascal так, чтобы она включала в себя операторы «DIV» и «MOD»




Классификация учебных задач для аффективных целей

Уровень компетентности Описание уровня Пример измеряемых учебных результатов
1 2 3
1. Получает и воспринимает Демонстрирует стремление участвовать в деятельности Находясь в классе, я внимателен, слушаю преподавателя, записываю и не пытаюсь тайком читать книжку
2. Отвечает Демонстрирует интерес к предметам, явлениям, формам деятельности, занимаясь инициативно и с удовольствием Я выполняю домашние задания и участвую в классных дискуссиях
3. Ценит Предметы, явления, деятельность являются субъективно ценными Я ищу информацию, связанную с происходящим на уроках, в средствах массовой информации
4. Организует Сравнивает различные суждения и ценности и разрешает возникающие противоречия, формируя собственную систему оценок Некоторые идеи, с которыми я столкнулся на уроках, отличаются от моих прежних убеждений. Как я могу разрешить это противоречие?
5. Имеет систему ценностей Приобретает долговременную систему ценностей, которая является «всеобъемлющей, содержательной и прогнозируемой» Я решил отправиться с семьей по тем местам, которые изучал на уроках
СкрытьПриложение 5 "Изучение интереса"

Для изучения интереса данной темы был проведён

опрос среди обучающихся, участвующих в эксперименте

Анкета:

  1. Нравятся ли вам уроки информатики, с использованием новых приёмов оценивания?

  2. Помогают ли вам уроки информатики в решении задач, составлении тестов, карт понятий на других предметах (литературы, технология, краеведения, искусство и др.)?


СкрытьЭссе "Я - учитель"

Эссе

участника регионального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года – 2015»

Павел Борисович Шуников, учитель информатики МОУ СОШ № 7 г. Углича

Я – учитель

Найти себя в жизни – значит, ощущать себя состоявшимся, востребованным и, как следствие, счастливым. Я – счастливый человек: я нужен своей семье, близким, друзьям. Но я ещё и счастливый учитель. Кто-то найдет в этом утверждении парадокс, но я действительно вижу себя таким человеком. И счастье в профессии учителя для меня складывается из многого.

Я стал полноправным коллегой для людей, которые во времена моего ученичества были для меня авторитетом. Это школьные учителя, преподаватели колледжа и вуза. Я до сих пор ценю общение с этими людьми и уже сам могу чемуто научить моих коллег.

Я вижу себя успешным педагогом. Это не только хорошая успеваемость моих учеников, призовые места в различных конкурсах, признание моих достижений в коллективе. У меня получается общаться с детьми, находить с ними общий язык, увлекать интересными мероприятиями и проектами. В то время, когда современных детей нередко трудно чем-то удивить, мне удается вызывать у них живой интерес и к предмету, и к каким-то делам.

Я педагог-инвестор. Весь свой талант и профессионализм вклады-ваю в будущих выпускников, готовлю их к жизни в современном обществе. Жизнь устроена так, что привычные для нас вещи, обычаи, традиции меняются, появляются и новые технологии, и новые ценности. Часто раздаются стенания о «потерянном поколении» учеников, мол, дети уже не те, они меньше читают, пропадают в соцсетях, не выполняют домашних заданий... Это справедливо только в том случае, если человек не замечает и не принимает изменений в обществе, своем государстве и мире в целом. Од-нако эти изменения нередко носят внешний характер, поэтому я ещё отчасти педагог-консерватор. Считаю, что доброта, честность, порядочность, ответственность, взаимоуважение и другие традиционные ценности никогда не устаревают, а за новыми технологиями не всегда можно разглядеть человека.

Мне приходится выполнять множество обязанностей, общаться с разными людьми, принимать решения в нестандартных ситуациях, поэтому я – педагог-творец. Школьная жизнь тем и хороша, что она позволяет пробовать что-то новое, ставить смелые эксперименты. Ты постоянно находишься в поиске оптимальных решений, свежих идей и ещё не открытых талантов.

Итак, я – счастливый учитель. И мне остается надеяться, что таким же меня видят ученики, родители и коллеги.




Ссылки для скачивания документов:
© 2016, Шуников П.Б.
Shunikv@rambler.ru